Почему люди не откажутся от собственных автомобилей в пользу робомобилей-такси?

Почему люди не откажутся от собственных автомобилей в пользу робомобилей-такси?

Если в движущемся по улицам города или по автостраде автомобиле «не замечается» водитель, это не означает, что автомобиль «беспилотный», как обычно пишут в СМИ. Просто вместо человека-пилота автомобилем управляет автопилот — робототехническая система, обладающая машинным зрением, «наученная» правилам дорожного движения (и выполняющая их), а также умеющая прокладывать маршрут «из пункта А в пункт Б», объезжая неожиданно возникающие преграды (в виде дорожных работ, оформления ДТП и т. п.).

Автопилоты уже несколько десятилетий используются в авиации, но в воздухе нет земных дорог и улиц, насыщенных тысячами участников дорожного движения, нет указателей, предписания которых нужно выполнять, и много чего другого «земного», с чем приходится сталкиваться разработчикам робомобилей (это название по смыслу наиболее близко подходит автомобилям со встроенными автопилотами).

Несмотря на огромные трудности в создании роботов-автоводителей, они все же разработаны несколькими компаниями и робомобили уже даже проходят испытания на дорогах и в городах некоторых стран (с разрешения государственных транспортных департаментов). Использование робомобилей, по расчетам, как заинтересованных компаний-автопроизводителей, так и независимых экспертов, позволит многократно повысить уровень безопасности всех участников дорожного движения, поскольку роботы, как известно, не устают, не принимают алкоголь, да и вообще, значительно внимательнее к дорожной обстановке, чем люди.

Но если владельцы фирм-перевозчиков (пассажиров, грузов) ждут робомобили, и как только они будут утверждены к применению законодателями, готовы ими заменить парки своих автомобилей, управляемых людьми, то в самом массовом сегменте авторынка — индивидуальных пользователей — на робомобили смотрят, как на «чужие вещи». Такой взгляд обусловлен сложившимся за столетие использования автомобиля отношением к нему людей, как к неотъемлемой части их жизни.

Например, в США «человек за рулем собственного автомобиля» — это его характеристика, как состоявшейся и чего-то стоящей личности, и сегодня в Америке вряд ли найдется много людей, готовых «выйти из-за руля» и отдать управление автомобилем «какому-то автопилоту». В СССР же автомобиль был предметом роскоши, доступным мизерной части населения. Поэтому, когда на постсоветском пространстве автомобили стали доступными практически всем слоям населения от беднейших до самых богатых, ими поспешили обзавестись все в меру возможностей своего кошелька. А теперь отобрать у людей их недавно сбывшуюся мечту просто нереально никакими «завлекающими маневрами». То есть и в странах, где с автомобилями «сроднились» в течение многих десятилетий, и в странах, где они только-только «вошли в семьи», понадобится не одна смена поколений для изменения «обрядового статуса» автомобиля и превращения его в общественное (или коммерческое) транспортное средство, позволяющее переехать «из пункта А в пункт Б», не утруждая себя не только вождением, но и владением дорогостоящего агрегата со всеми издержками его содержания.

Первым шагом к отказу от автособственности является набирающий популярности каршеринг. А когда автомобили, взятые в аренду, станут робомобилями и их мировой парк будет насчитывать миллионы транспортных единиц, рынок «частных авто» съежится до контингента любителей ретро.

См. также:

Добавить комментарий