Полная автоматизация производства невыгодна! Примеры!

Полная автоматизация производства невыгодна! Примеры!

В 70-е годы прошлого века, когда компьютеры были большой редкостью даже в богатых государственных и коммерческих организациях, а количество автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) в мировой промышленности исчислялось, по самым оптимистическим данным, сотнями, зародилась мечта о «безлюдном производстве» – предприятии, на котором рабочей силой являются станки-автоматы, роботы и автоматические линии. Мечта, как конечная цель реального развития какой-либо деятельности, безусловно, необходима для технического прогресса. Но всегда ли осуществление мечты приводит к тем результатам, на которые надеялись «научно-фантастические мечтатели»?

История автоматизации и роботизации производства преподнесла ряд примеров того, как исключение людей из выполнения технологических операций может привести к негативным для бизнеса последствиям. Например, попытки двух крупнейших мировых автопроизводителей Fiat и Volkswagen обеспечить полную автоматизацию финальной сборки автомобилей оказались, мягко говоря, нерентабельными и многие роботы-автосборщики были просто-напросто выброшены (а кому нужны узкоспециализированные автоматы?).

Этот «высокопроигрышный» опыт обратил внимание всех известных мировых автопроизводителей на то, что стоит очень внимательно относиться к уровню автоматизации производства, поскольку его превышение может понизить показатели качества выпускаемой продукции. Но вот в отрасль автомобилестроения буквально «ворвался» Илон Маск со своим электромобилем Tesla Model 3. Свято веря в безграничные возможности автоматизации, он пошел по пути «безлюдного производства» своего детища, но оказалось, что этот путь не позволяет превзойти достижения «полуавтоматизированного производства», в частности, в области производительности.

Анализируя работу автозавода Илона Маска во Фримонте, эксперты компании AllianceBernstein (AB) пришли к выводу, что его чрезмерная автоматизация, является ключевой проблемой, не позволяющей компании Tesla быстро масштабировать свой бизнес, а также наращивать скорость производства автомобиля Model 3.

Построенный Илоном Маском завод представляет собой очень сложную производственную инфраструктуру, которую приходится постоянно налаживать и ремонтировать. А полную автоматизацию финальной сборки автомобиля вообще невозможно осуществить, поскольку в Model 3 несколько сотен тысяч комплектующих.

По расчетам аналитиков AllianceBernstein, на финальную сборку требуется около 10 человеко-часов работы. На обычном заводе эти операции автоматизированы не более чем на 5%. При производстве же Tesla финальная сборка автоматизирована на 50%, что позволяет сэкономить 5 человеко-часов работы. НО!!! – Если благодаря уменьшению ручной работы экономия на зарплате автосборщиков может составить $150 (пять часов по $30 в час), то стоит обратить внимание на то, что придется привлечь дополнительный контингент инженеров, наблюдающих и обслуживающих роботов-автосборщиков, которым нужно будет ежечасно платить по $100.

Автоматизация и роботизация производства не могут быть «безоглядными». Об этом свидетельствуют научные и практические исследования утверждающие, что замена людей автоматам может противоречить принципам бережливого производства (lean manufacturing) – самой эффективной производственной системы, разработанной компанией Toyota, которую используют для достижения успеха в производстве компании всех стран мира.

См. также:

Добавить комментарий