Коммуникационные возможности автомобилей сегодня изучаются в рамках нескольких технологий беспроводной связи, лазерного и радиоволнового зондирования и мониторинга объектов, находящихся в зоне движения автомобилей. К этим технологиям относятся: коммуникации между автомобилями – V2V (Vehicle-to-Vehicle), коммуникации автомобиля с объектами дорожной инфраструктуры – V2I (Vehicle-to-Infrastructure), мониторинг автомобилем пешеходов – V2P (Vehicle-to-Pedestrian), подключение электромобилей и гибридных автомобилей к сетям электроснабжения – V2G (Vehicle-to-Grid), подключение автомобилей к телекоммуникационным сетям – V2N (Vehicle-to-Network). Каждая из указанных технологий обладает определенным набором функций, характеристик и сервисов. И, конечно же, желательно, чтобы автомобиль был оснащен всеми видами коммуникаций, тогда он в любых дорожных ситуациях обеспечит максимальную безопасность и находящимся в нем людям, и всем участникам дорожного движения.
В прошлом году известный производитель комплектующих для автомобилей Robert Bosch GmbH совместно с международной аналитической компанией Prognos AG провела в Германии, США и Китае исследование Connected Car Effect 2025, направленное на изучение влияния на безопасность дорожного движения подключений оборудования автомобилей к облачным технологиям обработки и анализа данных о дорожной обстановке, состоянии двигателя, ходовой части и других систем автомобиля. Результаты исследования показали при наблюдаемых в настоящее время темпах роста парка «подключенных автомобилей» в указанных трех странах к 2025 году на их дорогах будут предотвращены почти 260 тыс. случаев травматизма и гибели людей. При этом выбросы углекислого газа сократятся почти на 400 тыс. тонн, а среднегодовой простой одного подключенного автомобиля в пробках будет на десятки часов меньше, чем у автомобиля, не оснащенного коммуникационными технологиями.
Совокупность перечисленных автомобильных коммуникационных систем обозначается как V2X (Vehicle-to-Everything – автомобиль, подключенный ко «всему»). А если в них используется сотовая связь, то они образуют комплекс, называемый как Cellular-V2X. До сих использовалась лишь одна его часть, реализующая систему предупреждения водителя о потенциально опасных изменениях в дорожном движении, например, смена автомобилем полосы на трассе, внезапное торможение идущей впереди машины и т. д. Но вот за расширение функциональности Cellular-V2X взялись компании Bosch, Vodafone и Huawei. На днях ими было объявлено об успешном завершении на баварской трассе А9 экспериментов с автомобилями, оснащенными модулями беспроводной связи 5G, использование которых позволило организовать прямой обмен данными между автомобилями, движущихся с большими скоростями. Создание этой межмашинной коммуникации стало основой адаптивного (автономного) круиз-контроля – ACC (Adaptive Cruise Control или Autonomous Cruise Control) – системы, которая не только предупреждает водителя об опасности, но и автоматически ускоряет или тормозит автомобиль. При этом ACC постоянно поддерживает предустановленную дистанцию до едущего впереди транспортного средства.
Обмен данными между подключенными автомобилями посредством беспроводной связи 5G обеспечивает мгновенное получение информации (в радиусе до 300 м) о дорожных ситуациях вне прямой видимости, например, справа и слева за перекрестком (за домами, деревьями и т. д.), за вершиной подъема на трассе, сбоку и позади автомобиля.
См. также: